ул. Жён Мироносиц, 11 т/ф +38 057 706 33 94
Пн, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс - 10:00 - 17:40 Вт - выходной
ЭКСПОНАТ НЕДЕЛИ
ЭКСПОНАТ НЕДЕЛИ
ЭКСПОНАТ НЕДЕЛИ
26 августа 2015, 10:22

В рамках проекта "ЭКСПОНАТ НЕДЕЛИ" музей презентует жемчужины коллекции, произведения известных отечественных и зарубежных мастеров. На этой неделе представляем

полотно И. Айвазовского "Венеция со стороны Лидо"

 

Айвазовский Иван Константинович

1817-1900

         Живописец-маринист, баталист, график. Родился в Феодосии. Начальное художественное образование получил в Феодосии, затем - в Петербургской Академии художеств (1833-39), где учился у М. Воробьева и Ф. Таннера. Преподавал в Петербургской Академии художеств, служил художником Главного морского штаба. Профессор живописи, член академического Совета, почетный член Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской академий искусств. Умер в Феодосии.

         И. Айвазовский занимает исключительное место в истории мировой пейзажной морской живописи.

         Полотна мастера, представленные в экспозиции музея, относятся к середине 50-х годов XIX века. Они были созданы в Харькове, где он жил и работал в период 1854-1855 гг. в связи с военными событиями в Крыму. Художник устраивал выставки в пользу раненых, участвовал в художественной жизни города, выезжал в осажденный Севастополь, чьи героические дни обороны впоследствии воссоздал во многих картинах. Некоторые из этих произведений находятся в собрании нашего музея.

         Марины харьковского периода творчества Айвазовского были приобретены непосредственно у живописца местным коллекционером А. Алферовым, и 1873 переданы в составе его собрания в Музей изящных искусств и древностей Императорского Харьковского университета, а впоследствии унаследованы современным Харьковским художественным музеем.

         В этих пейзажах мастер отразил картины, связанные с впечатлениями, полученными во время путешествия по странам Западной Европы в 1840-е годы, когда он был пенсионером Академии художеств в Италии и посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию. Картины очень разные по настроению и колориту, что продиктовано характером изображения морской стихии. Уникальный метод художественной импровизации, которым обладал художник, абсолютная память позволили воссоздать с безупречной точностью эти виды.

 

Венеция со стороны Лидо.

1855

Холст, масло. 71х99,5

         К лирическим пейзажам принадлежит полотно "Венеция со стороны Лидо", в котором тонко передано поэтическую красоту этой жемчужины южных морей.

         Пребывание Айвазовского в Венеции в 1844 г. было связано как с радостными, так и тревожными событиями: широкое признание картин художника, в частности, знаменитым английским мастером пейзажа Уильямом Тернером, который оставил восторженный отзыв в адрес его картины "Лунная ночь", омрачился известием о болезни брата, находившегося в Венеции. Болезнь, благодаря заботам Айвазовского, отступила, и он смог наслаждаться красотой города.

         Еще в Петербурге Айвазовский посещал спектакли с участием прославленной танцовщицы Марии Тальони. В Венеции она пригласила его на свой балет "Сильфида". Лирические личные чувства, возникшие между художником и балериной, прогулки в гондоле по улицам-каналам города, легли в основу нашего полотна, написанного спустя десять лет.

         Живописная гамма картины буквально соткана из тонких переливов золотистого, перламутрового, нежно-розового цветов, которые создают ощущение прозрачной темноты, окутывающий даль, смягчают все формы, и действительно, трудно определить, где заканчивается один цвет, и где начинается другой, сглаживая разницу в изображении земли, неба и воды.

Посетив музей, Вы сможете заказать миниэкскурсию (20 минут), посвященную выбранному шедевру из музейной коллекции.