ул. Жён Мироносиц, 11 т/ф +38 057 706 33 94
Пн, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс - 10:00 - 17:40 Вт - выходной
Экспонат месяца!
Экспонат месяца!
Экспонат месяца!
02 апреля 2018, 09:52

В рамках проекта «ЭКСПОНАТ МЕСЯЦА» музей презентует жемчужины коллекции, произведения известных отечественных и зарубежных мастеров. В апреле представляем полотно Михаила Ткаченко «Весна»

Ткаченко Михаил Степанович родился 18 ноября 1860 года в Харькове. Образование получил во второй Харьковской гимназии и реальном училище. Преподаватель рисунка в Харьковском реальном училище известный украинский художник Дмитрий Безперчий, заметив у Михаила талант, убедил родителей направить сына в Петербург. Девятнадцатилетним юношей Ткаченко покинул родной город, чтобы стать сначала вольнослушателем Академии художеств, а через год ее студентом.

За время обучения Михаил получил все существующие академические награды, а в 1887 году окончил заведение с большой золотой медалью, званием классного художника 1-й степени и правом пансионерской поездки за границу. В 1888 году художник впервые приехал в Париж, и этот город навсегда изменил его жизнь. Обучение в Академии Кормона привело Ткаченко к новому пониманию задач искусства, вывело его на передовые позиции среди художников своего времени. Здесь живопись мастера обогатилась чертами импрессионизма, символизма и модерна. На встречах Российского клуба – сообщества российских художников во Франции, Ткаченко познакомился с Николаем Гриценко и его наставником Алексеем Боголюбовым – штатными живописцами Главного морского штаба России. Они привлекли Ткаченко к выполнению заказов высоких лиц, что помогло ему впоследствии сделать блестящую карьеру придворного мариниста. Талант Михаила Ткаченко высоко ценили при двух императорских дворах – Александра III и Николая II. С конца 1880-х годов он выполнял заказы Императорского морского штаба, а с 1901 года Ткаченко занимал пост Главного художника Морского ведомства России во Франции. Его работы были драгоценными подарками в российско-французских дипломатических отношениях.

Работая во Франции, Михаил Ткаченко никогда не забывал о своих корнях, каждое лето возвращался за вдохновением в Украину. Художник увлекался живописными видами Харьковщины, Полтавщины, Сумщины, своеобразием их народной архитектуры. В постоянной экспозиции ХХМ находится пейзаж кисти Ткаченко «Весна» – настоящая живописная жемчужина для истинных ценителей искусства. Впервые эта работа была представлена на выставке Парижского Салона в 1907 году и обратила на себя внимание французских критиков. Влюбленность художника в родной край создала полную искренней теплотой чувств живописную поэму о весеннем пробуждении природы. Произведение отмечается естественностью, простотой мотива и одновременно сложной композицией – выбранная необычная точка зрения позволяет охватить пространство. В картине все символизирует приход весны. Ее дыхание ощутимо в тонкой передаче прозрачности воздуха, розовых солнечных лучах, согревающих уголок украинского села. Двор и пейзаж автор выписывает без идеализации, с любовью. Жизнь человека находится в едином ритме с природой. Весь первый план полотна отдан изображению деревьев на покрытом зеленью холме с кустарником в правом углу. Рисунок высоких, гибких стволов с четко очерченной тенью на земле силуэтно-графический. Молодые побеги, наливаясь жизненными соками, тянутся к небу и солнцу. Сплетаясь, они создают впечатление химерного кружева. Сквозь него просматриваются сиреневая даль горизонта, освещенные мягким весенним солнцем типичные украинские хаты с белыми известковыми стенами под соломенными крышами. На деревянном заборе развешено разноцветное белье, притягивающее внимание своей яркостью. Творчеству М.С.Ткаченко присуще увлечение насыщенными красками. Именно они в воображении художника ассоциируются со здоровым полнокровным мировосприятием, которым жил украинский народ при любых условиях существования. Исключительной правдивости в передаче весеннего состояния природы в этом полотне мастер достигает благодаря колориту. Художник моделирует форму, прежде всего, цветом, не прибегая к светотени. В пейзаже Ткаченко удачно гармонизирует нежные, с матовым оттенком, оранжевый, желтый, изумрудно-зеленый, голубой и лиловый цвета. Такая подчеркнутая красочность усиливает эмоциональное звучание картины. Свежесть палитры, пластичность в рисунке форм сельской архитектуры в сочетании с линеарной манерой изображения деревьев придают полотну декоративное звучание, что стало результатом увлечения автором стилем модерн.

Михаил Степанович Ткаченко (1860-1916)
Весна. 1907
Холст, масло. 109,5 x 143,5