ул. Жён Мироносиц, 11 т/ф +38 057 706 33 94
Пн, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс - 10:00 - 17:40 Вт - выходной
Выставки - ГалицияКульт
ГалицияКульт
ГалицияКульт
Начало: 05 июля 2016, 15:00
Конец: 17 октября 2016, 17:40
Место: Виставкова зала ХХМ
Тип: Выставки

Искусство Галичины из фондов музеев Украины

 

Выставка в рамках форума «ПогранКульт: ГалицияКульт» представляет искусство ХХ века из коллекций Харьковского художественного музея, Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого, Музея искусств Прикарпатья (Ивано-Франковск), Дирекции выставок Национального союза художников Украины и частных собраний. Произведения ведущих художников из Львова, Тернополя и Ивано-Франковска раскрывают художественную и социально-культурную идентичность Галичины.

Галичина вошла в состав советской Украины в начале Второй мировой войны, активное же привлечения ее к социалистическому строительству состоялось в 1950 – 1960-х годах. Это время, когда в частности во Львове (где после войны осталось не более 16 процентов населения), появляются новые заводы, растут новые кварталы, появляются новые жильцы – украинцы из центрального и восточного регионов и из окрестных сел. Украинизация до войны по сути польского города происходит параллельно с его советизацией.

Формируется система и инфраструктура художественной жизни: образуются местные отделения Союза художников, создается материальная база для существования художников – Художественный комбинат, осуществляющий государственный заказ на всю «художественную продукцию» – от картины до монументальных панно, открывается Институт декоративно-прикладного искусства (ныне Львовская национальная академия искусств). Вместе с тем, советская система приносит и методы жесткого контроля, самый существенный из которых  –  государственная цензура, идеологический надзор за темами, образами и средствами изображения. Социалистический реализм распространяется на западные земли Украины, вытесняя свободный творческий поиск.

Теперь художники живут в двойной реальности. С одной стороны – выполняют социалистические задачи в идеологически приемлемой жизнеподобной манере, с другой стороны – для себя, в кругу единомышленников, создают абстрактные композиции, передают трагизм жизни, дают волю таким нежелательным в официальной сфере эмоциям, как ощущение безысходности или экзистенциального вакуума. Важной составляющей этой «подпольной» жизни было стремление не прерывать мощную модернистскую традицию, одновременно утверждая собственную национальную самобытность.

 

Выставка состоит из четырех залов, в каждом из которых преобладает определенная тема. Экспозиция начинается в центральном зале с размышлений о судьбе художника, его гражданской позиции, личном выборе. В зале слева речь идет о социальном контексте, привлечении художников к социалистическим темам и о возможности находить компромисс. В зале справа представлены работы художников во главе с Романом и Маргит Сельскими, творчество которых стало мостиком от довоенного львовского модернизма к новой, уже советской, реальности. Художники избегали конфронтации с системой, вместо этого выбрав побег в Карпаты, на камерные пленэры для близкого круга единомышленников, таким образом определив целую линию в украинском искусстве второй половины ХХ века, где воспевание горной природы соседствует с интересом к гуцульскому быту, где ударение падает на радости привычной жизни, общение с друзьями, занятия любимым делом, прогулки по уголкам старого города ... Отдельный зал посвящен теме земли, исторической памяти, народных обычаев и национального мировоззрения, где жизнеутверждающая интонация произведений Петра Сахра, Софии Караффы-Корбут, Зиновия Кецало контрастирует с работами Карла Зверинского и Любомира Медведя той же тематики, отмеченными философскими рефлексиями.

 

Визуальная программа форума "ПогранКульт: ГалицияКульт":

Внимание! Изменения в программе: кураторская экскурсия Оксаны Баршиновой 8 октября состоится в 15:00!