ул. Жён Мироносиц, 11 т/ф +38 057 706 33 94
Пн, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс - 10:00 - 17:40 Вт - выходной
Экспонат месяца!
Экспонат месяца!
Экспонат месяца!
01 февраля 2018, 11:21

В рамках проекта «ЭКСПОНАТ МЕСЯЦА» музей презентует жемчужины коллекции, произведения известных отечественных и зарубежных мастеров. В феврале представляем икону «Троица»

Сюжет «Троицы», один из самых распространенных в христианской иконографии, строится на библейской легенде о явлении Сарре и Аврааму Бога в виде трех ангелов. Один из ангелов сообщил о рождении у Сарры сына Исаака: «…И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных…».

Произведение поступило в музей в 1930-е годы из полтавского поселка Барышевка. Икона принадлежит кисти мастера Слобожанской школы XVII в.

Икона «Троица»
Неизвестный мастер XVII век
Дерево, темпера

Разрушение средневековых догматических иконописных форм, их переосмысление и трансформация происходили под влиянием идей гуманизма. В XVII в. в украинское искусство вошел влиятельный в Западной Европе стиль барокко, эстетика которого вполне соответствовала мировосприятию человека того времени. Икона «Троица» наиболее ярко передает черты украинского барокко времен его расцвета. Жанровая трактовка известного библейского мотива демонстрирует идейное расхождение с традиционным православным каноном. Автор смело использует главные достижения барочного художественного мышления, далекого от аскетичности и минимализма. Красота окружающего мира откровенно захватывает иконописца. Действие происходит в соответствии с библейским текстом на фоне пейзажа с мамврийским дубом. Чрезвычайно пышно изображен шатер Авраама в виде дворца со стилистическими особенностями европейского барокко: сложным архитектурным планом строений, насыщенным профилем антаблемента, рокайльным фронтоном, аркатурно-колончатым декором балконов, торжественным убранством входного портала пальметой и канеллированными колоннами. Архитектура выглядит довольно реалистично благодаря использованию иконописцем линейной перспективы. Смысловой центр смещен вправо и уравновешен слева дворцом, фигурами Сарры и Авраама. Это композиционное решение придает сцене большей естественности, характерной для барокко. В трактовке события и ее участников мастер сближает земное и божественное. На смену традиционно статичным созерцательным фигурам старых икон приходят барочные образы святых, непосредственно обращающихся к эмоциональному миру зрителя. В ликах Троицы читается заинтересованное наблюдение за тем, что происходит вокруг. Иконописец любуется красотой ангелов, наделяет их этническими украинскими чертами, типаж фигур славянизируется. Пластично прописаны одежды ангелов, хитоны подчеркивают их силуэты. Небожители имеют вид обычных земных людей и ведут себя вполне по-земному. Персонажам придается психологическая характеристика. Много жизненных наблюдений несут в себе образы хозяев. Угодливый Авраам с выраженными семитскими физиономическими чертами, характерными для местного типа, приветствует в почтительном поклоне высоких гостей, любопытная Сарра выглядывает из-за дверей, подслушивая разговор мужа с ангелами. Автор последовательно придерживается текста Священного писания: «А Сарра, слушая у входа в шатер, сзади, рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь такую радость?». И на ее лице мы действительно видим улыбку. В иконе много подробностей украинского быта того времени. Стол накрыт скатертью монастырского шитья с узорами цветочного украинского орнамента – результат влияния народного искусства на сакральную живопись. Хозяева угощают ангелов овощами, фруктами, вином. На столе изображены блюда и приборы трапезы.

Для иконы характерны насыщенный контрастами колорит, декоративность золоченого фона, покрытого пышным растительным орнаментом. Линии рисунка динамичны, четко обозначенные формы напоминают листья дуба, винограда, аканта, завитки стеблей, «чаши» цветов. Глаз радуется сочным красному, синему, зеленому и розовому тонам. Изображение в иконе природы, архитектуры и людей является воплощением идеала земной красоты, близкого к Богу мира, рая.

Икона «Троица» представлена в постоянной экспозиции Украинское и русское искусство XVI - нач. XX ст.