ул. Жён Мироносиц, 11 т/ф +38 057 706 33 94
Пн, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс - 10:00 - 17:40 Вт - выходной
Экспонат месяца!
Экспонат месяца!
Экспонат месяца!
01 октября 2016, 10:35

В рамках проекта «ЭКСПОНАТ МЕСЯЦА» музей представляет жемчужины коллекции, произведения известных отечественных и зарубежных мастеров. В октябре представляем полотно Т. Шевченко «Поротрет Горленко»

 

Т.Г. Шевченко

Портрет Горленко. 1847

Холст, масло

Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861) принадлежит к плеяде выдающихся деятелей украинской культуры, чья поэтическая и художественная деятельность стала выразителем исконных вольнолюбивых стремлений украинского народа.

Трудными путями судьба вела Тараса Григорьевича от порога родительского дома к всемирному признанию. Шевченко родился 9 марта 1814 года в крепостной крестьянской семье в Моринцах на Черкащине. Рано остался сиротой. В 14 лет его взяли "казачком" к помещику П. Энгельгарду, с которым он переехал сначала в Вильно, а затем в Петербург. В 1832 г. Шевченко был отдан на четыре года "в науку" к художнику В. Ширяеву. В его альфрейной мастерской будущий художник занимался росписью интерьеров театров. Благодаря добросовестному обучению и настойчивости Тарас Григорьевич за несколько лет пребывания в Ширяевской артели не только овладел ремеслом, но и превзошел мастерство своего учителя. В 1838 году при активном участии петербуржских представителей демократической интеллигенции - К. Брюллова, В. Жуковского, А. Венецианова, Е. Гребенки, И. Сошенко и других деятелей культуры, Шевченко выкупили из крепостничества. В том же году он становится вольнослушателем Академии художеств. В 1843 году художник посетил Украину. Поездка дала ему живой материал для альбома «Живописная Украина». По окончании, в 1845 году, Академии художеств Шевченко переезжает в Киев, где становится художником Археографической комиссии при университете. 24 марта 1847 году за участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского общества и за антисамодержаную поэзию Шевченко арестован и сослан в Орскую крепость Оренбургского отдельного корпуса. Жестокий удар судьбы художник воспринял очень болезненно. Особенно его угнетал запрет заниматься творчеством. Однако он не покорился. И в Оренбурге и в Новопетровской крепости у Каспия продолжалась его поэтическая и художественная деятельность. Здесь им было создано более 400 акварелей, сепий, рисунков,  несмотря на суровый запрет. Усилиями друзей в 1857 году Шевченко был возвращен из ссылки. Десятилетнее пребывание на чужой земле, болезни привели к преждевременной смерти Т. Г. Шевченко 10 марта 1861. Похоронен сначала Тарас Григорьевич был на Смоленском кладбище в Петербурге. В мае 1861 года, по его завещанию, прах перевезли и похоронили на Чернечей, теперь Тарасовой, горе в Каневе, неподалеку от тех мест, где он родился и вырос.

Художественное наследие Шевченко состоит из произведений различных по технике исполнения и жанрами. Немалое место среди них принадлежит портретам. Художником создано в различных техниках около 150 портретов. Шевченко безупречно владел масляной живописью, акварелью, сепией, рисунком углем и карандашом, резцовой гравюрой и офортом. В портретах художника ощущается романтическая трактовка образа человека, что в конце XVIII в. и начале XIX в. доминировало в творчестве многих европейских мастеров. Художественный метод Шевченко-портретиста сформировался под влиянием творчества К.П. Брюллова, любимого учителя в Академии художеств. Уже его первые произведения жанра отмечаются характерными чертами – правильно найденным композиционным решением, точностью в передаче внешности человека, скульптурной лепкой лица и моделированием формы, психологизмом. Т.Г. Шевченко создал большую галерею портретов своих современников. Разные люди окружали художника, который в своих произведениях дал им меткую характеристику. Среди моделей мастера выдающиеся личности - А. Олдридж, М. Щепкин, Ф. Толстой, Ф. Бруни, П. Клодт. В портретах Шевченко достоинство и совершенство человека определяются не его сословной принадлежностью, а высокими этическими нормами.

С поисками высокой нравственной красоты, стремлением подчеркнуть гармоничную сущность человека связана разработка художником женского образа в формате камерного погрудного варианта, интересным образцом которого является представленный в экспозиции ХХМ «Портрет Горленко» (неизвестной из рода Горленко). Портрет признан одним из самых сильных произведений шевченковской кисти. Специалисты до сих пор спорят - кто именно из представительниц древнего и разветвленного козацко-старшинского рода Горленко позировал художнику. Наиболее обоснованной выглядит предложенная исследователями следующая гипотеза. На портрете изображена Любовь Давыдовна Горленко (1821-1898) - дочь Богданы Васильевны Лизогуб и Давида Семеновича Горленко, офицера российской армии, майора смоленского драгунского полка, занимавшего должность уездного предводителя Прилуцкого дворянства. Семья владела богатыми поместьями на Прилуччине и Пирятинщине. Отец Любови Давыдовны лично знал Т. Г. Шевченко. В семье было заметно увлечение  литературой, искусством, историей. В 1839 г. юная Любовь Давыдовна Горленко вышла замуж за гусарского штабс-ротмистра князя Дмитрия Михайловича Жевахова (1806-1860). Супруги обосновались в селе Линовицы Пирятинского уезда.

Портрет Горленко принадлежит к произведениям, завершающим живописную портретную галерею мастера, написанным в период ссылки. Ранние женские портреты конца 30-х - нач. 40-х гг. лишены драматического ощущения. В известных образах Маевской, Г. Закревской спокойная согласованность овальных очертаний лица, формы прически, наклона головы создает впечатление особой поэтической задумчивости. В портрете Горленко абсолютно иное настроение. На нем, по сравнению с предыдущими, модель выглядит значительно сдержанней и психологически сложнее. Перед зрителем предстает не беззаботная особа, а целеустремленный характер незаурядной женщины. Композиционная формула портрета предельно проста. Художник сохраняет характерную лаконичность в пластически-пространственном решении. Но в отличие от ранних образов с некоторой  барочной подвижностью в ракурсах поза Горленко уравновешенная, почти статичная. Интересен прием пластического подчеркивания силуэта: благодаря пастозно пролепленному красновато-теплому фону упругие очертания фигуры приобретают скульптурную рельефность. Высокий погрудный срез укрупняет масштабы лица, делает его живописно выразительным. Женское очарование модели раскрывается в благородных индивидуальных чертах портретируемой - высокий чистый лоб, изящные, чувственные ноздри, нежные уста. В то же время в передаче внешнего облика женщины наблюдается изменение. Мягкая проработка деталей, закругленный абрис вышеупомянутых портретируемых уступает место более жесткому моделированию форм. Лицо становится подчеркнуто удлиненным, приобретает вид прямоугольника. Изменение в передачи взгляда заключается в том, что художник, применяя боковое и нижнее освещение, тщательно лепит цветом подбровье и переход к верхнему веку. Нижнее веко изображается светлее, от чего глазное яблоко воспринимается объемным. Белки в зрачках положены быстрыми прикосновениями круглой кисти, и следы пастозного мазочка белила на черном фоне становятся ярче, поэтому взгляд ощутимо оживляется, становится сосредоточенным, пронзительным. Он раскрывает большое волевое начало и внутреннюю собранность модели. Простая прическа, в которую собраны пышные, волнистые, расплетенные косы - одна из характерных черт шевченковских женских портретов. В данном случае, повторяя абрис лица модели, она подчеркивает скулы, от чего изображение нижней части с подбородком смягчается и воспринимается очень нежным. Для воплощения страстной натуры портретируемой Шевченко применяет немного цветовых сочетаний. Такой изысканный колорит и светотеневая градация берут начало от школы К.П. Брюллова. Драматизм и героика женского образа вырастает в контрастном соединении черно-красно-охристых цветов. Их тональная разработка настолько продумана, что создается впечатление утонченного богатства колорита полотна. Сопоставление переливов черного бархата платья и прозрачного дымчато-белого гофрированного воротника усиливают впечатление рельефности портрета. Фон цвета спелой вишни оттеняет акцентированное светом лицо и розовое кружево, украшающее волосы модели. Художником искусно найдены соответствующие оттенки для передачи свежести молодого лица красивой женщины. В простом и непосредственно созданном образе прекрасной представительницы рода Горленко Шевченко сумел почувствовать и передать ее индивидуальную неповторимость.

Портрет Горленко ярко демонстрирует тот весомый вклад, который был сделан Т.Г. Шевченко в развитие отечественной портретной школы. Его художественные находки в этой области были новаторскими. Исходя из выдающихся достижений искусства своего времени, он выработал собственный взгляд на человека, концепция которого основывается, прежде всего, на общественно-этических принципах: гражданской честности, нравственной чистоте и чувстве личного достоинства.