ул. Жён Мироносиц, 11 т/ф +38 057 706 33 94
Пн, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс - 10:00 - 17:40 Вт - выходной
Выставки - Мастера Киевской художественной школы
Мастера Киевской художественной школы
Мастера Киевской художественной школы
Начало: 01 июля 2019, 10:01
Конец: 30 июня 2019, 17:40
Место: Харківський художній музей
Тип: Выставки

Живопись из коллекции музея

В 2017 году исполнилось три юбилейных даты выдающимся представителям Киевской художественной школы – 175-летие со дня рождения В.Д.Орловского (1842-1914), 155-летие Н.К.Пимоненко (1862-1912), 160-летие С.И.Светославского (1857-1931).

Концептуальный замысел выставки – показать произведения этих мастеров, хорошо известных в постоянной экспозиции, дополненные фондовыми, является также первой попыткой представить киевскую художественную школу, с которой наш зритель знаком гораздо меньше, чем с известной харьковской.

Выставка произведений киевлян достаточно немногочисленна – около 30 произведений, которые поступили в коллекцию музея в разное время из разных источников – музеев, частных коллекций, государственных учреждений.

Владимиру Орловскому в жизни и творчестве пришлось прокладываться пути украинской реалистической пейзажной живописи, основанной на принципах пленэризма европейского искусства II пол. ХIХ в. Оставаясь художником академического направления, постоянным экспонентом выставок, которые экспонировались в Петербургской Академии художеств, художник разрабатывал темы, связанные с родной украинской природой, ее величественной, эпической красотой и раздольем.

Современная автору критика писала, что по популярности картины Орловского уступают лишь Айвазовскому, а его «эффекты облаков» принесли славу небесного, воздушного художника, чей подход унаследовал и развил один из самых прославленных учеников Орловского – Сергей Васильковский. Семь живописных работ Орловского из коллекции ХХМ принадлежат к разным периодам творчества художника, его путешествий и поездок по Украине, особенно летом и весной, которые были любимым временем года художника.

Как отмечают специалисты, Петербургская АХ воспитывала пейзажистов, которые передавали в картинах красоту возвышенно-торжественного мотива. Эти черты как раз и воплотил в своих работах В.Орловский. Среди них – два монументальных полотна вертикального формата «Отдых в степи» и «На берегу моря». В этих работах автор использует свой любимый композиционных прием – низкую точку зрения на горизонте второго плана, что вызывает впечатление «внутренней рамы», уже упоминавшийся «эффект облаков», вызывающий чувство величия степного и морского пространства.

Монументальное полотно «Половодье» также воспевает красоту и мощь природной стихии. Композиционное решение – приближение первого плана и одновременно изображение дальнего, свободно просматривающегося, построено на медленном чередовании линейных ритмов, принадлежит к жанру пространственно-панорамного пейзажа. Построенная на переходах серебристо-голубых тонов водной поверхности, картина вызывает почти физическое ощущение свежего весеннего ветра, жемчужно-серого воздуха, насыщенного влагой. Пространство водной стихии оживляет трогательная деталь – фигурка кота, пережидающего непогоду на уцелевшей деревянной конструкции моста.

Орловский В.Д. Половодье

Образно-стилистический характер творчества Сергея Светославского обусловлен его обучением в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры у В.Перова и А.Саврасова. Его однокурсниками были братья К. и С.Коровины, И.Левитан. Этим объясняет и тот сдержанный, мягкий коричнево-серый колорит, интерес к городской теме, разработка лирико-эпического направления в пейзаже. Светославский прожил в Киеве 27 лет в родительской усадьбе, почти половину своей жизни. В пейзажах, выполненных в Украине, колорит его произведений эволюционировал от условной коричнево-серой гаммы к многоцветности пленэрного письма, не лишенного академической условности.

Ощущение эпического спокойствия, линеарное чередование песчаной полосы берега и сине-серой глади реки присуще полотну «Паром на Днепре». Этот же сюжет в этюде небольшого размера изображает тот же паром («Вид Киева»), но меняется колористическая гамма произведения, становясь более насыщенной и плотной. Любовь к эпическому пейзажу фризового, вытянутого вширь формата, который, кажется, имеет продолжение вне рамок полотна, является определяющим в творчестве мастера.

Среди художников, касающихся темы, связанной со Средней Азией, наиболее известны имена В.Верещагина и Н.Каразина. Этих мастеров больше интересовали сюжеты, связанные со «славой русского оружия» – военными походами, этнографическими сценами и своеобразной восточной экзотикой, укладом жизни местного населения. Светославский, который посетил Среднюю Азию трижды (1890, 1900, 1910-11 годы), искал новых живописных впечатлений, образно-пластических решений в передаче пленэрных пейзажей. Одна из работ этого цикла – «Восточный пейзаж» представлена на выставке.

Картина «Женщины – рыбачки» принадлежит к редкому по жанровым признакам произведениям, где главным является бытовой, а не пейзажный мотив. Фигуры женщин, показанных во время напряженного труда, переданы обобщенно, с чувством определенной монументальности.

Родительский дом на Куреневке, тихой окраине Киева, вблизи пойменных днепровских лугов, часто становился предметом изображения в картинах художника. Крупноформатное полотно «Усадьба художника зимой» (1890) выполнено в почти монохромном колорите. Студеная «застылость» изображения, «прочерченная» человеческими и птичьими следами в мягком и влажном снегу, передана мягкими тональными переходами темно-серого и белого цвета приглушенного звучания.

Диапазон творчества Николая Пимоненко был широким. Он с успехом работал как жанрист, пейзажист, анималист, был прекрасным портретистом.

Художественные поиски в творчестве Н.Пимоненко были полностью связаны с Украиной, ее живописной природой, яркими сценами быта, обрядов, праздников украинского календарного года, трудовых будней, которые воспринимаются как величественный и возвышенный ритуал. Жизнь самого художника и его семьи проходила в Киеве и в селе Малютинка недалеко от города, который стал для него также местом творческого вдохновения. Местные крестьяне, их быт и труд стали для художника своеобразным «местом силы». Композиции его картин разные – случайно выхваченная из жизни сценка на городской улице («Встреча с земляком»), «разыграна» психологически тонко, с настроением, живописной передачей слякотного дня, моросящего дождика, что легким флером окутывает персонажей картины. Напротив, ярким солнечным «подмалевком», меняющимися красками горячего летнего дня наполнены «Сенокос» и «Ярмарка».

Пимоненко Н.К. Ярмарка

Впервые показаны две миниатюрные по размеру работы художника – «Закат» и «Свидание», изящные по колориту, наполненные непосредственностью и свежестью живописного впечатления.

Опыт работы в родительской мастерской иконописи ощутим в эскизе образа св.Александры для Владимирского собора в Киеве. Эмоциональный настрой картин Пимоненко мог быть и трагическим, остро обличительным. В полотне «Жертва фанатизма», художник осуждает проявления насилия и религиозной нетерпимости, этому настроению подчинен живописный колорит картины, полный экспрессии и напряжения.

Небольшая по количеству произведений, но информативно насыщенная, с сочетанием и хорошо известных широкой публике произведений, и представленных впервые, выставка, несомненно, станет еще одной интересной страницей в художественной летописи нашей музейной коллекции.