вул. Жон Мироносиць, 11 т/ф +38 057 706 33 94
Пн, Ср, Чт, Пт, Сб, Нд - 10:00 - 17:40 Вт - вихідний
До 125-річчя від дня смерті О.О.Потебні
До 125-річчя від дня смерті О.О.Потебні
До 125-річчя від дня смерті О.О.Потебні
10 грудня 2016, 11:18

Олександр Опанасович Потебня (1835–1891) – видатний харківський мовознавець, літературознавець, філософ, етнограф, педагог, громадський діяч.

О.О. Потебня впродовж багатьох років був завідувачем Музею красних мистецтв, створеного при Харківському університеті. Художня колекція цього університетського музею згодом стала невід’ємною частиною збірки Харківського художнього музею.

Пропонуємо фгагмент сатті М.С. Лапіної, доцента ХНУ ім. В.Н. Каразіна, яка висвітлює важливу роль діяльності О.О. Потебні у процесі розвитку музейної справи у Харкові.

 

А.А.Потебня – заведующий Музеем изящных искусств Харьковского университета

В 1864 г. в соответствии с Уставом 1863 г. в университете создается Музей изящных искусств, фонды котрого составляют 2 тысячи наименований. Во главе Музея стоит заведующий, а при нем помощник, или консерватор, обязанностью которого было обеспечить целость и сохранность ценного имущества [14, с.129].

Решением Совета университета в конце 1867 г. по представлению историко-филологического факультета, в ведении которого находился музей, обязанности заведующего были возложены на доцента кафедры русской словесности А.А.Потебню [1, с.129]. Поручение было столь же почётным, сколь и ответственным, но А.А.Потебня со всей основательностью берётся за новое для него дело.

В должности заведующего Музеем изящных искусств Потебня пребывал в течение 16 лет — с 1867 по 1894 г. На первую половину этого периода приходится и особенно интенсивная и плодотворная научная и академическая работа Потебни. Это время создания и публикации основополагающих работ учёного : «Заметки о малорусском наречии» (1870 г.), «Из записок по русской грамматике» (1873-1874 гг.). В 1874 г. два тома этого сочинения были представлены А.А.Потебнёй в качестве докторской диссертации. На это же десятилетие приходится большая научная и организаторская работа Потебни как заведующего Музеем изящных искусств.

В своей деятельности А.А.Потебня руководствовался «Правилами для заведования Музеем изящных искусств и древностей императорского Харьковского университета», утверждёнными Советом в декабре 1864 г. [8, с.27-28]. Заведующий и его помощник должны были заботиться о хранении предметов, принадлежащих музею, о размещении их в надлежащем порядке, об исправном ведении материальной книги каталогов и описей, хранящихся в самом музее. Заведующему вменялись в обязательные «Служебные занятия» в самом музее, присутствие его или помощника в дни учебных занятий, проводившихся в музее, должен был следить за соблюдением «Правил для занятия живописью Музея изящных искусств» и «Правил пользования Музеем» для посетителей.

Таким образом даже краткое перечисление основных обязанностей заведующего показывает, насколько велик был объём работы, которую предстояло выполнять Потебне систематически. Главное — требовались специальные знания в области теории истории искусства, широкий кругозор в вопросах культуры и, конечно чувство прекрасного. Трудности представляла и организационная сторона музейной работы, где не было ни опыта, ни традиции. И к слову сказать, должность эта была не штатной, а «по свободному назначению», т. е. на общественных началах.

На первых порах дело усугублялось тем, что у Потебни не было добросовестного и знающего помощника. Через некоторое время Потебня рекомендует на эту должность Г.С.Чирикова, обладавшего серьёзными знаниями в вопросах искусства, скрупулёзностью в работе и заинтересованностью в делах музея. Чириков стал надёжным помощником А.А.Потебни.

Первым делом необходимо было привести в порядок материальные книги, создать новую экспозицию, составить каталоги; причём наряду с изучением старых фондов приходилось одновременно заниматься новыми поступлениями, диапазон которых был весьма разнообразен. Много труда потребовала от Потебни и Чирикова коллекция картин И.Е.Бецкого. После тщательной искусствоведческой аттрибуции из всего собрания было отобрано для экспозиции 196 картин, представляющих художественную ценность, а остальные сохранялись в шкафах. С приходом А.А.Потебни положение дел существенно изменилось, уже в 1871 г. Совет университета мог справедливо назвать музей наряду с мюнц-кабинетом «гордостью нашего университета»  [14, с.135].

В 1873 г. музей обогатился пожертвованиями ещё одного выпускника Харьковского университета — А.Н.Алфёрова. В его собрании были как оригинальные произведения европейских художников, так и репродукции общим числом три тысячи номеров, а кроме того художественные издания и до 100 наименований книг по истории живописи и гравюры. Столь ценная коллекция требовала исключительно большого внимания и компетенции со стороны заведующего музеем А.А.Потебни.

Даже общий обзор музейных коллекций показывает, что основная ориентация была на западноевропейское искусство. А.А.Потебня внёс существенные изменения в таком подходе и к формированию фондов и к пониманию назначения музея. Именно со времени его заведования в музей стали поступать работы русских художников. Способствовали такого рода приобретениям и выставки передвижников, которые, начиная с 1871 г., устраивались на Украине. Первая из них, кроме Москвы, Петербурга и Киева, побывала в Харькове, где её посетило 6 тыс. человек. Передвижные выставки с острым социальным содержанием выставляемых картин, освещавших русскую действительность, были близки взглядам и творческим интересам Потебни, и он стремился приобрести некоторые из полотен для университетского музея. «Согласно выбору и ходатайствам Потебни музей обогатился ценными приобретениями картин: Шишкина «Еловый лес» (500 р.), Мясоедова «Молебствие во время засухи» (2500 р.)»  [14, с.135]., а также картинами Клодта, Прянишникова и других отечественных художников  [13, с.60-61]. Так, благодаря Потебне двери университетского Музея изящных искусств открылись для прогрессивного отечественного искусства.

А.А.Потебня стремился сконцентрировать в музее все художественные ценности, которыми располагал университет. В музей была передана коллекция гравюр Аделунга, которая хранилась в библиотеке. Музей неуклонно приумножал своё собрание. За первые десять лет заведования музеем Потебнёй в материальных книгах уже числилось 11379 номеров сравнительно с первоначальными 2 тысячами. Популярность музея всё более ширилась. Он выполняет не только учебные функции, но становится часто посещаемым культурным центром в городе Харькове и признанной его достопримечательностью.

Венцом деятельности А.А.Потебни и его помощника Г.С.Чирикова стало «поставленное на широких основаниях описание сокровищ музея, научная его каталогизация»  [8, с.53]. Трудно переоценить культурно-историческое значение этих указателей, так как они с документальной точностью показывают фонды и высокий художественный и научный уровень первого на Слобожанщине общедоступного музея — Музея изящных искусств. Эти дошедшие до нас каталоги являются единственным свидетельством бывших музейных ценностей, которые разметала и гражданская война, и немецкая оккупация Харькова в годы Великой Отечественной войны.

Нельзя не сказать о ценной библиотеке по искусству, начало которой было положено в 50-х годах ХІХ века и которая непрерывно пополнялась дорогими изданиями, преимущественно на европейских языках. Представление о её фондах даёт «Каталог книг и художественных собраний, находящихся в Музее изящных искусств» до 1890 г.

Музей стал частью жизни Потебни, и он со всей присущей ему принципиальностью отстаивал интересы этого учреждения. Так, в 1879 г. авторитетная университетская комиссия предложила перевести музей в другое помещение, непригодное для музея, и большинством голосов Совет решил дело в его пользу [11, с.133-142].

В другом случае очень остро стал вопрос об открытии Городского музея на базе университетского Музея изящных искусств. Комитет на заседании под председательством А.А.Потебни отклонил план безвозмездной передачи университетского собрания в собственность города. В своём решении комитет руководствовался не только юридическими соображениями, но главным образом морально-этическими, полагая, что «Музей изящных искусств и древностей состоит преимущественно из предметов, пожертвованных университету…, а потому право собственности на обозначенные коллекции не может быть никому передано и должно оставаться за университетом» [3, с.3]. По мнению Потебни и его единомышленников, в этих пожертвованиях на «вечные времена» проявились благодарные чувства дарителей своему университету как средоточию духовных ценностей и центру просвещения в крае. Как всегда, А.А.Потебня стоял на позиции «борца за свободу университетского преподавания, вполне независимого и ничем не подкупаемого друга правды, которую при всех обстоятельствах высказывал хладнокровно и мужественно, прямо и просто, без компромиссов и колебаний» [4, с.16].

В своей деятельности заведующего музеем А.А.Потебня предстаёт не только как человек, преданный делу, принятому на себя, но и как человек высоко и всесторонне образованный, любящий памятники искусства и высоко ценящий их значение в культурном развитии юношества, общества. Об этом писал проф. Е.К.Редин, ставший восприемником дела А.А.Потебни, который фактически является создателем Музея, первого на Левобережной Украине.

 

1. Лапина М.С. Коллекция Аделунга и В.Н.Каразин. (К вопросу об отставке В.Н.Каразина от университетских дел) // Вісник ХНУ. - 2000. - №485. - Історія. - Вип. 32

3. Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета (по неизданным материалам). - Харьков, 1893-1898. - Т.1.

4. Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета (по неизданным материалам). - Харьков, 1893-1898. - Т.2.

8. Редин Е.К. Музей изящных искусств и древностей императорского Харьковского университета (1805-1905).

11. Халанский М.Г. Опыт историко-филологического факультета императорского Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805-1905). - Харьков, 1908. - Ч.1

13. Протоколы заседаний Совета императорского Харьковского университета. Заседание 3 мая 1879. Ст.50 // Записки императорского  Харьковского университета. - Харьков, 1882. - 1879. - Т.4

14. Данилевський Г. Доклад Харьковской Городской Думе по вопросу об открытии Промышленно-художественного музея в г.Харькове.

 

Лапина М. С. А.А.Потебня – заведующий Музеем изящных искусств Харьковского университета // Проблеми історії та археології України. Збірник матеріалів Міжнародної наукової конференції до 100-річчя XII Археологічного з’їзду в м. Харкові 25 – 26 жовтня 2003 р. – Харків: Східно- регіональний центр гуманітарно-освітніх ініціатив, 2003. – C. 159 – 162.

Джерело: http://ekhnuir.univer.kharkov.ua/handle/123456789/199